Смысловое чтение
ЧТО ТАКОЕ СМЫСЛОВОЕ
ЧТЕНИЕ?
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание
читающим смыслового содержания текста.
Смысловое чтение – один из метапредметных результатов
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Смысловое чтение – универсальное учебное действие.
КАКИЕ СОВРЕМЕННЫЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОМОГАЮТ УЧИТЕЛЮ ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С ТЕКСТОМ?
Технология критического мышления Технология продуктивного чтения
Вызов
· актуализация
имеющихся знаний;
· пробуждение
интереса к получению новой информации;
· постановка учеником
собственных целей обучения. До чтения
текста Ученики прогнозируют содержание
текста: «Предположите, о чем этот текст по его названию… А иллюстрация
подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению.
Осмысление
· получение новой
информации;
· корректировка
поставленных учеником целей обучения. Во
время чтения текста Читаем и ведем
диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы. Проверяем себя по
тексту» Возникает читательская интерпретация.
Рефлексия
· размышление,
рождение нового знания;
· постановка учеником
новых целей обучения. После чтения Беседуем и уточняем позицию автора.
ЧЕМУ НЕОБХОДИМО
НАУЧИТЬ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ?
Работа с текстом в примерных программах представлена в трех
разделах:
Поиск информации и понимание прочитанного.
Преобразование и интерпретация информации.
Оценка информации.
ЧТО ТАКОЕ СТРАТЕГИЯ?
Стратегия – это способ приобретения, сохранения и
использования информации.
Основное условие отнесения действия к стратегиям – наличие
одинакового способа работы с материалом при изменении самого материала.
Для того чтобы выбрать стратегию, максимально эффективную
для сегодняшней ситуации, читатель должен владеть определенным набором
стратегий.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С
ТЕКСТОМ – ВИДЫ СТРАТЕГИЙ
Стратегии предтекстовой деятельности: «Мозговой штурм»,
«Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Батарея вопросов», «Предваряющие
вопросы», «Рассечение вопроса»
Чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся
читать текст и выше достигаемый результат.
Стратегии текстовой деятельности: «Чтение в кружок
(попеременное чтение)», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с
остановками», «Чтение про себя с пометками»
Стратегии предтекстовой деятельности: «Отношения между
вопросом ответом», «Вопросы после текста («Таксономия Блюма»)», «Тайм-аут»,
«Проверочный лист».
Методика работы с
текстом
1 этап. Восприятие
Работа с первичным восприятием (формирование смысловых
установок).
Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов:
Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с
названием)
2 этап. Структурно-функциональный анализ
Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других
приемов визуализации.
В художественных текстах также идет анализ сюжета,
композиции, охарактеризовываются герои (их внешность, речевая характеристика,
мироощущение, поступки, мотивация поступков), анализируется система образов,
простраивается хронотоп. Работа над смыслом эпизода или ключевой сцены.
3 этап. Реконструкция смысловых структур
Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.
В художественных текстах: прерывание действия на кульминации
и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в
целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства
выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл
произведения, идею?
4 этап. Смысловая компрессия
Понимание текста – процесс перевода текста на другой язык (прием смысловой
компрессии), в результате которого образуется минитекст, воплощающий в себе
основное содержание исходного текста – реферат, аннотация, резюме, сочинение-закладка.
Построение образа, предмета или ситуации, наделенного
определенным смыслом. Т1 → Т2 (перекодировка), где Т – текст
Построение сообщений, несущих альтернативные смыслы.
Соотнесение нескольких текстов, сочинение по проблемам, отраженных в авторских
текстах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий