https://www.youtube.com/watch?v=ppFkfjsxJC4
https://www.youtube.com/watch?v=K6NYsyXLKjk
Вводный урок в 5 классе «Литература – искусство слова».
Цели:1) Сформировать
понимание необходимости изучения литературы;
2) Развивать творческие способности
учащихся;
3) Воспитывать интерес к изучению
литературы.
Задачи: 1) Познакомить учащихся со спецификой предмета литературы;
2) Создать атмосферу дружеского
общения на уроке, способствующую возникновению ситуации успеха у учащихся;
3) Научить смотреть на привычное
новыми глазами и создавать свои маленькие «произведения» (слова и выражения,
рисующие мир с новой, неожиданной стороны).
Оформление: осенние цветы и листья на партах, на столе учителя; на
доске, кроме записи темы урока, прикреплен лист ватмана с нарисованным листом
дерева.
Ход урока.
I.
Слово
учителя.
- Ребята, посмотрите в окно: деревья
оделись в золотой убор, моросит осенний дождик. Дни становятся короче,
неприятно и невесело улыбается солнышко. Но сколько прелести и очарования в
этом прощальном буйстве золота! Приятно походить по шуршащему ковру, ощутить
легкое дуновение ветерка. Как нам, бывает, хочется поделиться радостью и теплом
друг с другом, так и красота не может быть холодной, мертвой. Мне хочется
подарить её вам, а вы подарите её кому-то ещё, когда у вас плохое настроение, и
кто-то ласково улыбнется, вам станет легче. Так и восхищение красотой нам
хочется передать кому-то. Но как?
Проблемный вопрос: Действительно,
как можно передать красоту осени, какими словами: особенными или простыми?
II. Задание.
Класс делится на три команды (по рядам).
- Придумайте определения этому листу
клёна. Например, красивый, опавший… Какая команда придумает больше определений
для осеннего листа?
III. Слово
учителя.
- Вот видите, сколько существует слов,
которыми можно назвать один-единственный листик. Но мы с вами придумали очень
мало слов, потому что ещё не совсем умеем видеть прекрасное в привычном. А вот
люди, которые овладели этим даром, - поэты, могут это сделать лучше нас.
- Почему поэты могут говорить таким
удивительным языком, который, вроде бы, и родной для нас, а звучит непривычно
прекрасно?
- Хотите и вы научиться этому?
- Может быть, среди вас есть поэты?
IV. Словесное
рисование.
- Попробуйте нарисовать словами
маленький портрет…
1 команда: осеннего неба;
2 команда: дождика;
3 команда: цветка.
V. А теперь
послушайте, как об этом говорят поэты. (Выразительное чтение стихотворений
учителем).
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.С.Пушкин
Осень. Обсыпается весь наш бедный
сад ,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне
долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А.К.Толстой
Смиренная старенькая простушка
В чепчике апельсинового цвета
Со сладкой урючинкой во рту –
Осень. В плетёной корзиночке
фрукты:
Синий виноград, солнечные яблоки.
- Откушайте! – на румяных губах
улыбка.
Руки тянутся, всё расхватали…
Старушка растеряна – а взамен?
Губы бантиком, строгий носик,
Чепчик съехал назад.
Старушка бунтует, швырнула
корзиночку,
Шаркнула шлепанцами: «Отдайте
виноград!»
Срывает листья, кидается грязью,
Юбка мокрая от луж…
Потом успокоится и заплачет
Над опустевшим садом, над голой
яблоней…
Сядет на лавочку и заплачет
Сереньким дождиком. Старая осень
В чепчике апельсинового цвета.
Л. Сарайкина
Вопрос классу:
- Какое стихотворение вам
понравилось больше всего? Почему?
Слово учителя:
- А теперь я открою секрет:
последнее стихотворение написала девочка, которой столько же лет, сколько вам.
Значит, мы тоже можем попробовать написать. Конечно, не все станем поэтами, на
научимся видеть и передавать прекрасное. В этом нам поможет литература, к
изучению которой мы приступаем с сегодняшнего урока, потому что все
замечательные слова, сказанные об осени, - это и есть литература. Литература –
это не только стихи, сказки, былины и рассказы – обо всём этом вы будете
узнавать на уроках. Литература будет для вас не только буковками на бумаге, она
будет учить вас красоте, добру, будет жить вместе с вами. Посмотрите на этот
листик – он красивый, но не живой, а вы
будете видеть мир со всеми его красками, звукам, запахами и теплом.
VI. Развитие
речи. Беседа.
- Любите ли вы читать?
- Могут ли телевидение, интернет заменить
художественную литературу?
- Что из прочитанного летом вам запомнилось? (используются речевые конструкции: Помню, как… Мне не
забыть… навсегда осталось в памяти…)
- Есть ли у вас любимые авторы, произведения,
герои? (те же речевые конструкции)
- Как вы думаете, одинаковые ли это понятия
–«любить читать» и «уметь читать»?
- Как вы объясните, что такое литература? (литература – это художественные произведения).
VII. Рефлексия.
- Понравился вам урок?
- Что вам запомнилось?
- Хочется прийти ещё на урок?
Д/з: прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы после неё,
нарисовать иллюстрации об осени.
Использованная литература:
1) Т.В.Казанцева. Развитие
творческих способностей учащихся на уроках литературы: Методическое пособие. –
Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсомольского-на- Амуре государственного
педагогического университета, 2002.-С.6-11.
2) Аркин А.И. Уроки литературы в
5-6 классах: Практ. методика: Кн. Для учителя/ И.И.Аркин. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 2001. – С.12-13.
Комментариев нет:
Отправить комментарий