Поиск по этому блогу

Литература

https://www.youtube.com/watch?v=Grl7c6toJZ4
https://www.youtube.com/watch?v=ppFkfjsxJC4
https://www.youtube.com/watch?v=K6NYsyXLKjk

Вводный урок в 5 классе «Литература – искусство слова».

 Цели:1) Сформировать понимание необходимости изучения литературы;
           2) Развивать творческие способности учащихся;
           3) Воспитывать интерес к изучению литературы.

Задачи: 1) Познакомить учащихся со спецификой предмета литературы;
              2) Создать атмосферу дружеского общения на уроке, способствующую возникновению ситуации успеха у учащихся;
             3) Научить смотреть на привычное новыми глазами и создавать свои маленькие «произведения» (слова и выражения, рисующие мир с новой, неожиданной стороны).

Оформление: осенние цветы и листья на партах, на столе учителя; на доске, кроме записи темы урока, прикреплен лист ватмана с нарисованным листом дерева.

Ход урока.
I.                   Слово учителя.
     - Ребята, посмотрите в окно: деревья оделись в золотой убор, моросит осенний дождик. Дни становятся короче, неприятно и невесело улыбается солнышко. Но сколько прелести и очарования в этом прощальном буйстве золота! Приятно походить по шуршащему ковру, ощутить легкое дуновение ветерка. Как нам, бывает, хочется поделиться радостью и теплом друг с другом, так и красота не может быть холодной, мертвой. Мне хочется подарить её вам, а вы подарите её кому-то ещё, когда у вас плохое настроение, и кто-то ласково улыбнется, вам станет легче. Так и восхищение красотой нам хочется передать кому-то. Но как?

Проблемный вопрос: Действительно, как можно передать красоту осени, какими словами: особенными или простыми?

II. Задание.
      Класс делится на три команды (по рядам).
     - Придумайте определения этому листу клёна. Например, красивый, опавший… Какая команда придумает больше определений для осеннего листа?

III. Слово учителя.
     - Вот видите, сколько существует слов, которыми можно назвать один-единственный листик. Но мы с вами придумали очень мало слов, потому что ещё не совсем умеем видеть прекрасное в привычном. А вот люди, которые овладели этим даром, - поэты, могут это сделать  лучше нас.
   - Почему поэты могут говорить таким удивительным языком, который, вроде бы, и родной для нас, а звучит непривычно прекрасно?
    - Хотите и вы научиться этому?
    - Может быть, среди вас есть поэты?

IV. Словесное рисование.
          - Попробуйте нарисовать словами маленький портрет…
1 команда: осеннего неба;
2 команда: дождика;
3 команда: цветка.



V. А теперь послушайте, как об этом говорят поэты. (Выразительное чтение стихотворений учителем).

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
                                           А.С.Пушкин




Осень. Обсыпается весь наш бедный сад ,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
                                                             А.К.Толстой



Смиренная старенькая простушка
В чепчике апельсинового цвета
Со сладкой урючинкой во рту –
Осень. В плетёной корзиночке фрукты:
Синий виноград, солнечные яблоки.
- Откушайте! – на румяных губах улыбка.
Руки тянутся, всё расхватали…
Старушка растеряна – а взамен?
Губы бантиком, строгий носик,
Чепчик съехал назад.
Старушка бунтует, швырнула корзиночку,
Шаркнула шлепанцами: «Отдайте виноград!»
Срывает листья, кидается грязью,
Юбка мокрая от луж…
Потом успокоится и заплачет
Над опустевшим садом, над голой яблоней…
Сядет на лавочку и заплачет
Сереньким дождиком. Старая осень
В чепчике апельсинового цвета.
                                                      Л. Сарайкина


Вопрос классу:
- Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Почему?


Слово учителя:
- А теперь я открою секрет: последнее стихотворение написала девочка, которой столько же лет, сколько вам. Значит, мы тоже можем попробовать написать. Конечно, не все станем поэтами, на научимся видеть и передавать прекрасное. В этом нам поможет литература, к изучению которой мы приступаем с сегодняшнего урока, потому что все замечательные слова, сказанные об осени, - это и есть литература. Литература – это не только стихи, сказки, былины и рассказы – обо всём этом вы будете узнавать на уроках. Литература будет для вас не только буковками на бумаге, она будет учить вас красоте, добру, будет жить вместе с вами. Посмотрите на этот листик – он красивый, но  не живой, а вы будете видеть мир со всеми его красками, звукам, запахами и теплом.

VI. Развитие речи. Беседа.
 - Любите ли вы читать?
 - Могут ли телевидение, интернет заменить художественную литературу?
 - Что из прочитанного летом вам запомнилось? (используются  речевые конструкции: Помню, как… Мне не забыть… навсегда осталось в памяти…)
 - Есть ли у вас любимые авторы, произведения, герои? (те же речевые конструкции)
 - Как вы думаете, одинаковые ли это понятия –«любить читать» и «уметь читать»?
 - Как вы объясните, что такое литература? (литература – это художественные произведения).

VII. Рефлексия.
 - Понравился вам урок?
 - Что вам запомнилось?
 - Хочется прийти ещё на урок?

Д/з: прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы после неё, нарисовать иллюстрации об осени.


Использованная литература:
1) Т.В.Казанцева. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы: Методическое пособие. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсомольского-на- Амуре государственного педагогического университета, 2002.-С.6-11.

2) Аркин А.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практ. методика: Кн. Для учителя/ И.И.Аркин. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – С.12-13.

Комментариев нет:

Отправить комментарий